Главная » 2013 » Январь » 21 » МУЖ И ЖЕНА
00:45
МУЖ И ЖЕНА


  Муж и Жена

   «...Создатель человеку друга и товарища - жену, благословил их обоих жить вместе на зем­ле, вместе пользоваться всеми радостями жизни и населять землю потомством. Тогда же положен был на вечные времена закон о браке и семейной жизни, определивший, чтобы чело­век, оставив отца и мать, соединился со своей женой, прилепился к ней, как сказано, и был с ней единой плотью. Спаситель наш Иисус Христос в Своем учении подтвердил этот закон и указал при этом на его ненарушимую святость; Он сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.: 19, 6)...

...И на самом деле, родной дом для челове­ка - первая отрада, первое утешение при всех житейских невзгодах и огорчениях. И радость не в радость одинокому, а горе становится по­ловиной горя, когда есть с кем разделить его.Своя семья - первая помощь и подспорье в трудax. Правда, ради семьи человек вынужден трудиться, из-за нее - терпеть больше скорбей, чем это выпадет на его долю в одино­честве. Но об этих тяготах нужно сказать то же, что однажды сказал Спаситель про муки рож­дения: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда же родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.: 16, 21). Тяжелы труды и скорби семейного челове­ка, но они охотнее переносятся в семье и ско­ро забываются из-за радости, ради блага самых близких и дорогих людей. «Не бедна голова одна», - говорит пословица, но зато не знако­ма эта голова с той отрадой, которую дает чело­веку семейная жизнь. «Одна головня, - гласит пословица, - и в поле гаснет»...

   Уж если говорится, что «Богу не молился, кто на море не бывал и бури не видал», так ско­рее всего эта пословица подходит к человеку-семьянину. Не будет ли человек трудолюбивее, заботливее и терпеливее в работе, когда от его труда будет зависеть благополучие семьи? Не станет ли воздержаннее в жизни, бережливее, когда увидит, что все то от его семьи отнимает­ся, что употребил бы он на свои прихоти. Сер­дце разве не станет мягче, жалостливее и мило­стивее ко всем посторонним, когда привыкнет жалеть и беспокоиться о семействе?..

   Какие причины чаще всего губят семейное счастье? Не будем пока говорить о том, что ча­сто у нас сами браки заключаются так, что ве­дут не к благополучию и семейному счастью, а к такой тяжелой жизни, которая, по послови­це, «горем посеяна, слезами полита, тоской по­крыта, печалью огорожена»...

   Первое лицо в семье - муж. Он - глава жене своей, он - хозяин дома, им ведется и держится семья. Такая власть Дана ему от Бога, так учит Господь в Священном Писании.Но для того ли Бог вручил ему эту власть, чтоб он гордился ей перед женой? На то ли она дана ему, чтобы он делал что хотел, самодурствовал, как ему нравится, и его нраву никто бы не пре­пятствовал? Нет, это значило бы во зло употреб­лять власть. По закону, данному нам Самим Спа­сителем: кто выше поставлен над другими, тот больше обязан служить им. «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий», - сказано в Святом Евангелии (Лк.: 22,26), - и «кому дано много, много и потре­буется, кому много вверено, с того больше взы­щут» (Лк.: 12,48). Стало быть, власть - это обя­занность, возложенная Богом, которую должен нести человек для блага других, - это служба, и тем труднее и тяжелее, чем она выше.

   Муж - господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что дела­ется в доме, и хорошего и худого. Он - глава жене, значит, он главный оберегатель ее, Его дело - служить для благополучия семьи, заботиться о ее благе, устраивать ее счастье. Он поставлен выше, старше жены, стало быть, он должен подавать ей пример во всем добром. На это от Господа ему дано больше по сравнению с женой сил и, пожалуй, уме­ния, в этом он давал обещание перед Крестом и Евангелием, когда венчался, во всем этом с него Бог потребует на суде Своем строгого отчета.

   Муж - глава жены, но жена дана ему не в рабыни. Сам Спаситель, Глава Церкви, зовет христиан не рабами, а Своими братьями, друзь­ями. Что такое жена для своего мужа? Это соб­ственное его тело, единая с ним плоть, - как сказал Господь. А кто же не бережет своего тела? Кто станет свою плоть ненавидеть? Уж если, по закону Христову, христианин должен любить всякого постороннего человека как самого себя, то не должен ли он больше себя самого любить ту, которая ближе всех к нему, - свою жену, с которой Господь соединил его неразрывной свя­зью, самым тесным союзом? Бесчеловечно му­чить и тиранить других, а быть мучителем, тира­ном жены своей - это безумно совсем. Жена - подруга в жизни, товарищ мужу. Вместе соеди­нял священник их руки, когда венчал их, из од­ной чаши пили они тогда благословленное вино, на одной подножке стояли. Не в жене ли своей больше всего и следует мужу находить отраду для себя в жизни? Не должна ль самая тесная друж­ба и согласие связывать его с ней? Жена, заме­тим, помощница мужу равная и по человеческому достоинству своему, и по христианскому званию: перед лицом Господа нет разницы между мужским полом и женским. Не в праве ли она требовать от мужа обращения с ней, по крайней мере, такого же уважительного, какого, конечно, и он сам требует от нее?

   «Мужья! оказывайте женам своим честь, как сонаследницам благодатной жизни (то есть рав­ным с вами по христианству)», - учит слово Гос­подне. Жена не служанка для мужа, а помощни­ца в трудах и заботах его, хозяйка дома. С кем же мужу прежде всего и вести совет, как не со своей женой? Кому больше довериться, как не ей? Жена оставила ради мужа родной дом, ко­торый вырастил ее, вышла из-под родитель­ской заботы, ласки и защиты, чтобы отдать себя мужу, ему она вверила себя, его защите поручи­ла себя, от него надеется и ждет себе счастья. Жена - мать детей, если Бог благословит ее с мужем такой благодатью. Каких страданий сто­ит ей одно появление их на свет Божий! Сколь­ко тягостей, болезней, трудов ей нужно перене­сти, чтобы вскормить и выходить ребенка! Про то ведомо только матерям. За одно это не за­служивает ли она права на уважение?

   При всем этом мужу не следует забывать об особенностях женской натуры, которые могли бы подсказать ему, как он должен обращаться со своей женой. Жена слабее мужа, стало быть, ей обязан муж оказывать снисхождение, если и заметит в ней какие-то недостатки или слабо­сти; как говорится в Священном Писании, «бе­режно и благоразумно обращаться с нею, как с сосудом слабейшим». Стыд и позор тому, кто обижает слабого, а уж тем более самого близко­го - жену. Жена чувствительнее мужа ко всему, значит, и подход к ней требуется нежный и лас­ковый, а не суровый.

   «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы», - учит слово Господне (Кол.: 3, 19). Огорчение, которое мужу кажется малым и не­важным, для жены - тяжело и больно. Жена стыдливее мужа. Значительно реже встречают­ся женщины, оскверняющие себя бесстыдным словом или поступком. Значит, и здесь мужу следует дорожить в ней этим чувством, беречь его в ней, не оскорблять его неприличием: по­теряй женщина стыдливость, - она сделается отвратительна. Сердце жены мягче, нежнее: добром и лаской на него легче и скорее подей­ствуешь.

   Что же видим мы в жизни? Как обычно му­жья понимают свою власть над женами? Как пользуются ей? Как смотрят на своих жен и об­ращаются с ними, особенно дома, в быту? Не­много встретишь семей, где жена считалась бы подругой мужу, а не рабой, была настоящей хо­зяйкой, а не слугой, где не терпела бы униже­ний, обид и несправедливостей от мужа. Ис­тинно, жалости подобна горькая доля женская, как посмотришь со стороны. А ведь в церкви, при венчании, и на нее возлагают венец так же, как и на ее мужа, в знак высокой чести, которой Господь благословляет ее с замуже­ством. «Венчай их, Господи, славою и чес-тию», - молится священник о них обоих, бла­гословляя брак. С горящей свечой стоят они оба, пока идет венчание, в знак радости и тор­жества. Вспомним также, что именно женщи­не дана честь первой принести истлевшему в по­роках человечеству весть о его собственном воскресении. А между тем, сколько огорчений и унижений приходится терпеть женщине с мо­мента ее замужества. Недаром столько песен сложилось у нашего народа про замужнюю жизнь горемычную.

   А если посмотреть, какой по преимуществу оказывают у нас в обществе почет жене. Какие сложились о женщине унизительные и оскор­бительные понятия. Одно ее название стало ка­ким-то обидным, насмешливым прозвищем. Назвать мужчину бабой - значит, показать не­уважение или презрение к нему. Про мужа, если он соглашается во всем со своей женой, почти­тельно обходится с ней, всегда к ней внимате­лен, с насмешкой скажут: «обабился человек» или «с бабой возится». За женщиной в быту едва признают человеческое достоинство. И словно бы в доказательство тому - наши на­родные глупые поговорки, наподобие: «Рак - не рыба, нетопырь - не птица, баба - не чело­век», или насмешливые прибаутки: «Я думал человек идет, ан, баба». Про ум женский гово­рят с презрением: «Волос долог, да ум короток». Женщину признают чуть ли не виновницей всех бед, приписывая ей едва ли не бесовский характер («Где самому бесу ничего не поделать, туда бабу пошли»). И мало ли еще подобных нелепых поговорок сложилось в народе! Сколь­ко в них безрассудного, нелепого, даже без­нравственного, пусть каждый сам рассудит по совести и оценит. Только завистник людского счастья, враг любви и согласия семейного мог поселить в людях такое неуважение к женщи­не, создать такие понятия о ней. Но они ведут­ся исстари и, словно по наследству, переходят вместе с пословицами и поговорками из рода в род, передаются от стариков молодым.

   Унижая таким образом свою жену, мужья обыкновенно рассуждают о своей власти над женой, понимая ее как господство и владыче­ство над ней, совершенно забывая об обратной стороне этого господства, требующего забо­титься о жене, быть ей другом, ответчиком за ее благополучие.

   Воспитанные в таком духе, мужья требуют от жен только полной покорности себе, безропот­ного повиновения во всем да выполнения почти всех работ по дому. Спросят ли у нее совета, как лучше что сделать? Куда там! Разве она что смыс­лит? Бог дал ведь разум только ему! А женщина, что, - пусть она вдвое умнее мужа, - она же из ребра сотворена, а не из головы!..

  Стоит ли говорить о том, что разумный муж будет с уважением относиться к жене за ее без­граничный труд по хозяйству да воспитание де­тей. Разумный муж всегда оценит по достоин­ству постоянную занятость своей жены домом, вечной и добровольной его домработницы. Оценит и найдет в себе душевные силы отве­тить ей благодарностью.К сожалению, в обществе фактически отсут­ствует институт или нормы христианского от­ношения между супругами. Наоборот, внушает­ся некая безрассудная автономность, независи­мость и свобода каждой из сторон, безбоязнен­ность перед Богом, нарушение Его заповедей, Его главного закона относиться к ближнему, как к самому себе.

   Поэтому все еще нередки случаи, когда муж поддерживает свою власть в семье силой, уни­жая себя побоями жены, выведенной из терпе­ния его же глупостью и грубым отношением. Но драками да битьем человек только ожесто­чает свое же собственное сердце, теряет жа­лость не только к ближнему, но к любому чело­веку вообще, в голове потемнеет, и сам себя он забудет, словно зверь какой.

   Что же следует из безобразного обращения мужей с женами? Конечно, ко всему можно привыкнуть: стерпится, говорят, слюбится. Свыкнется с такой жизнью и жена, загнанная, забитая, замытаренная, стерпится со своей до­лей, но едва ли полюбятся ей когда-нибудь оби­ды, притеснения, побои, хотя бы и научилась она переносить их сколько угодно. Притупеет от них сердце жены, сживется она со своим положением до того, что уже станет ко всему нечувствительной. Редко и роптать станет на свою долю и на мужа; ей, пожалуй, будет ду­маться, что так и быть должно. «Видно, такая судьба мне досталась», - скажет она тому, кто пожалеет ее. А все-таки нерадостна для нее жизнь такая: хоть и несет бедная женщина тер­пеливо свою судьбу, но редко увидите ее весе­лой, довольной, становится она молчаливой, угрюмой. Разумеется, и в семью свою не внесет она той приятной отрады, того веселья, того бесценного утешения, которое заставило бы и мужа забыть труды и невзгоды житейские, ис­кать и находить у себя дома отдых и покой.

...Конечно, грубостью да бранью, а особен­но кулаками, он добьется того, что жена будет пред ним тиха и молчалива, не станет возражать ему, будет во всем угождать ему. Но станет ли любить и почитать его? Вот в чем главное-то, что нужно для счастья семейного!

.   А любовь любовью и покупается, уважением платят за уважение, страх делает неприятным того, кого приходится бояться.Впрочем, не всегда жена покорно и безответ­но терпит дурное обращение мужа, чаще случа­ется наоборот. И с мягким, податливым харак­тером жена выходит из терпения от обид мужа, озлобляется на него, как говорится: «Курицу, и ту можно раздражить». А уж если жена не из робких, с бойким, твердым характером, так и подавно станет сопротивляться. Что же выхо­дит тогда? Вечная война в доме между мужем и женой, ссоры, брань, проклятия, драки, неуря­дица, все идет вверх дном, как есть Содом!..

...Случаются нередко и еще большие несча­стья, до которых такая жизнь доводит жену, озлобленную мужем. Помучается она от обид мужа, от его грубости и жестокости, да, нако­нец, и не в состоянии станет терпеть больше: отобьется она от дома совсем и начнет мыкать горе и тоску свою в разгульной жизни, мстить мужу своим позором, либо решится на какое-нибудь тяжкое преступление. Про такие случаи пишут в газетах; немало их и в судах разбирают. А разве на жену одну падает всей своей тяжес­тью такой грех! Нет, не меньше, а пожалуй и больше, на того, кто довел ее до этого. Но даже если и не дошло до такого несчастья, все же много греха на душу берет тот муж, кото­рый оскорбляет свою жену, не хочет построить жизнь с ней в ладу. Господь, заповедавший нам жить в любви, дружбе и мире со всеми, поставил вражду нашу с ближними и обиды, какие дела­ем им, столь тяжелым грехом, что при нем мо­литва наша будет не в молитву, всякое доброе дело, какое бы мы ни совершили, и всякий дар Богу, не будут Ему угодны, и прошения себе не можем ожидать от Господа, пока не помиримся с ближним. Что же говорить о том, что муж не живет в мире и согласии с самым близким к себе человеком - со своей женой, если он наносит ей обиды и оскорбления? Этот грех его станет сте­ной между ним и Господом, не допустит до Бога никакой молитвы его, загородит от него всякую милость Божию. Каков будет муж со своей женой, таковым будет и Бог для него.

   Правосудный Господь воздает таким мужь­ям по заслугам. И, конечно, первым наказани­ем Божиим для них бывает то, что их собствен­ный дом и семья приносят им огорчения и не­счастья, вместо отрады и утешения...

   Дурное обращение отца с матерью не укро­ется от детей, как бы того ни хотели сами роди­тели. Дети умеют все подмечать и все, подме­ченное ими, глубоко ложится в их душу. У нас, к сожалению, мало заботятся о том, чтобы дети не видели дурных примеров. Что же происхо­дит, когда они видят дурной пример в отце, в его обращении с матерью? А вот что: суровое обра­щение отца с матерью поселяет и в них страх к отцу, а где один страх, там, как мы уже говори­ли, не может быть любви. Затем бывает еще хуже: дети начинают испытывать жалость к матери, на отца начинают смотреть с неприяз­нью, как на ее обидчика, мало-помалу озлобля­ются против него; а особенно, если мать с ними ласкова и добра к ним. Либо, наоборот, в подражание сами начинают ни во что не ставить свою мать. А там, как вырастут, и сами стано­вятся грубы и непочтительны к своим родите­лям. Когда же обзаведутся своими семьями, поступают уже со своими женами по примеру отцов. Потому-то и долговечны у нас такие дур­ные семейные порядки, построенные на неува­жении мужа к жене. «Старики наши строгостью держали жен в покорности и страхе, не давали им воли, плетью учили их уму-разуму». Так у нас рассуждают и по сей день, как будто и в са­мом деле все то хорошо, что велось у отцов и дедов. А ведь если во всем подражать старине, не разбирая, что было в ней худо и что хорошо, то, пожалуй, и веры истинной и закона христи­анского не было бы у нас на Руси. «Нельзя же не поучить жены своей, если она женщина не­складная, ни с чем несообразная, вздорная да непокорная, и в Писании сказано: жена да бо­ится своего мужа»... Но спросим: разве учат гру­бостью да бранью? Разве идет впрок наука, вби­тая кулаком?

   Пусть жена боится мужа, то есть пусть доро­жит его любовью, пусть боится всего того, что может охладить эту любовь, пусть почитает его как защитника, охранителя своего, главу дома, но пусть боится не как человека, который все­гда может, если захочет, нанести ей обиду или оскорбление. Такой-то страх из любви или та­кое почтение к себе пусть муж и постарается сам возбудить в жене своей любовью и добро­той к ней, заботой о ее благополучии.

   Следовало бы сказать еще о том, каковы бы­вают и какими должны быть мужья как хозяева дома и о самих женах, как они обращаются со своими мужьями и как бы следовало им обра­щаться. Признаться, язык не поворачивается указывать на слабости и недостатки наших жен, когда подумаешь, как много обид им приходит­ся терпеть от мужей. Не хочется говорить о них ничего другого, кроме слов полного сочувствия к их многострадальной доле.

   Милосердны наши русские люди к несчаст­ным, даже к справедливо осужденным выража­ют, как могут, свое сострадание.

 

 

Категория: Семья и дети | Просмотров: 1034 | Добавил: Сabrina
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Подробнее